Все процессы живой и неживой природы регулируются ритмом. Жизнь малыша подчинена определенному ритму с момента зачатия: во внутриутробном периоде ритм сердца, шагов, дыхания мамы, грудное вскармливание, укачивание ребенка также являются ритмическими актами.
Наблюдения за маленькими детьми показали, что любая ритмическая стимуляция (пение или музыка), вызывает ответную ритмическую двигательную реакцию (малыш двигает ручками, ножками и т. д.).
Речь является наиболее сложно организованной системой человеческого организма, в работе которой ритм играет важную роль. Ритм обеспечивает плавность речи, координированную работу дыхательных мышц — голосовых связок — органов артикуляции, чередование ударных и безударных слогов в словах, обеспечивает формирование интонации.
У детей с различными речевыми нарушениями отмечаются особенности, а также специфические нарушения речевого и неречевого ритма.
Логоритмика — это система движений в сочетании с музыкой и словом. Целью занятий по логоритмике является:
- преодоление речевых нарушений,
- развитие успешной коммуникации путем коррекции и развития двигательной сферы.
Занятия логоритмикой полезны людям любого возраста, и рекомендованы как при нормальном, так и при нарушенном речевом развитии.
Занятия по логоритмике проводятся в группах для детей и взрослых:
- с заиканием,
- с ринолалией,
- с дизартрией,
- с задержкой речевого развития,
- с тугоухостью,
- с афазией,
- с нарушениями чтения и письма.
Занятия по логоритмике решают следующие задачи:
- развитие психомоторных функций;
- развитие координаторных навыков;
- формирование слухового внимания и слухового восприятия;
- формирование ориентировки в пространстве;
- регуляция процессов возбуждения/торможения;
- формирование рефлекса сосредоточения;
- развитие слуховой, зрительной, моторной памяти;
- развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;
- формирование речевого дыхания;
- закрепление материала индивидуальных логопедических занятий;
- формирование коммуникативных навыков при помощи коллективных игр и музыкальных упражнений.
Таким образом, использование в процессе занятий логоритмикой пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно-ролевых игр способствуют развитию речевого дыхания, подвижности и активности органов артикуляции, координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата.
Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействуют на центральную нервную систему, положительно влияют на состояние высших психических функций, регулируют эмоциональное состояние ребенка, создавая благоприятный фон для коррекции речевых нарушений.