ДИЗАРТРИЯ: ЧТО ЭТО, ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА, ЧТО ДЕЛАТЬ
Дизартрия – нарушения звукопроизношения и интонации, вызванное нарушениями иннервации мышц артикуляционного аппарата. Как правило, она является следствием патологических состояний ЦНС (центральной нервной системы), а также может быть вызвана некоторыми заболеваниями. При дизартрии имеются проблемы с кровоснабжением, тонусом, подвижностью мягкого неба, губ, языка и других органов речи. Так как у детей происходит некорректная артикуляционная работа речевого аппарата, дизартрия часто приводит к нарушениям чтения и письма.

Так как нарушениями иннервации (управлением органами артикуляции при помощи черепно-мозговых нервов) занимается врач-невролог, то работа логопеда должна весить исключительно совместно с врачом.

Формы дизартрии определяются в зависимости от симптоматики:

• легкая дизартрия (расстройства произношения минимальны),
  • дизартрия средней степени (артикуляция значительно нарушена, речь у ребенка невнятная, тембр голоса тихий),
  • анартрия (речь практически отсутствует, могут иметься только отдельные звуки).

Как может проявляться дизартрия у ребенка? Что должно насторожить родителя?

• Нарушение дикции у ребенка, речь «размытая», часто есть дефекты на всех шипящих и свистящих звуках, а также на звуках -р- и -л-.
  • Так как у ребенка слабо развиты мышцы речевого аппарата, наблюдаются нарушения в приеме пищи. Ребенок не приветствует твердую пищу, может долго держать еду во рту, наблюдается «небрежность».
  • Голос у ребенка тихий, слабый. Часто в речи наблюдаются перебои с дыханием.
  • У дизартриков отмечаются проблемы с мелкой моторикой. Дети могут не любить рисовать, застегивать пуговицы, быть медлительными и вялыми.
  • Дети с дизартрией могут иметь комплексные нарушения речи: у них есть проблемы с лексико-грамматическим строем, связной речью, слоговой структурой.
  • У ребенка повышено выделение слюны при выполнении артикуляционных упражнений, а также во время речи, может отмечаться посинение кожных покровов при длительной артикуляционной и речевой нагрузке.

Причины дизартрии:

• гипоксия ребенка при родах, а также другие родовые травмы,
  • неблагоприятное течение беременности,
  • инфекционные заболевания, поражающие мозг ребенка,
  • различные травмы головы,
  • недоношенность,
  • интоксикация и другие.

Диагностика дизартрии. Какие специалисты занимаются лечением проблемы?

Для диагностики дизартрии необходимо:

• провести полный осмотр ребенка у невролога,
  • провести логопедическую диагностику.

Далее по результатам заключений двух специалистов выбирается максимально эффективная тактика реабилитации, а при необходимости назначаются дополнительные исследования.