РИНОЛАЛИЯ И РИНОФОНИЯ: ЧТО ЭТО, ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА, ЧТО ДЕЛАТЬ
Формирование речи при расщелинах неба

В раннем возрасте речь ребенка с врожденной расщелиной неба не отличается от речи его сверстников. Малыши плачут, кричат и гулят, получая положительные эмоции от воспроизведения звуков.

Впервые носовой оттенок, изменяющий тембр голоса малыша, появляется во время воспроизведения первых согласных звуков. В период лепета и первых попыток произнести простые слоги и односложные слова можно чётко услышать искажение звуков /П/, /Б/. Именно в этом возрасте, отсутствие возможностей для смыкания мягкого нёба со структурами носоглотки у ребёнка с расщелиной нёба становится пусковым моментом для формирования патологических речевых механизмов. Пытаясь воспроизвести слышимые от окружающих звуки, малыш начинает неосознанно изменять работу органов артикуляции.

Одним из первых изменяется положение языка в полости рта. Он смещается в глубину ротовой полости, его спинка приподнимается к краям расщелины неба, а кончик не принимает участие в формировании звуков. Ряд согласных звуков образуется посредством смыкания корня языка с задней стенкой глотки.

В течение второго и третьего года жизни ребенок с расщелиной неба приобретает иной тип фонационного дыхания. Им используется смешанное носо-ротовое дыхание с резким уменьшением продолжительности выдоха. Начинают активно формироваться компенсаторные механизмы работы артикуляционного аппарата. Дети прибегают к образованию складок на задней стенке глотки при произношении глухих согласных звуков и сокращению гортани для воспроизведения звонких согласных. Отсутствие разделения носовой и ротовой резонансных полостей становится причиной атипичных акустических эффектов. Появляется гиперназализация (гнусавость) — носовой оттенок при произношении гласных и звонких согласных, и носовая эмиссия (слышимая утечка воздуха через носовые ходы) при произнесении согласных звуков, требующих давления в полости рта. Стремясь уменьшить утечку воздуха через носовую полость, дети начинают напрягать мышцы лба, щек, крыльев носа — появляются компенсаторные гримасы.

Все эти рано появившиеся нарушения, а именно:

  • задержка темпов речевого развития и приобретения речевых навыков;
  • дислалия;
  • использование компенсаторных артикуляционных механизмов;
  • гиперназалиция и носовая эмиссия,

— являются признаками, характерной для полуторагодовалого ребёнка с расщелиной неба — ринолалии.

Длительно существующие компенсаторные механизмы формирования звуков постепенно приводят к нарушениям голосового аппарата: появляется осиплость, слабость, приглушенность голоса, изменяется структура слизистой и мышечного слоя глотки и гортани.


В каком возрасте стоит обратиться к логопеду?

Логопед, специализирующийся на обучении детей с врождёнными расщелинами губы и нёба, может оценить состояние речи ребёнка в возрасте 2,5–3 лет.

В ходе стандартного обследования логопед определяет:

  • тип физиологического дыхания,
  • фонационный выдох,
  • положение языка в ротовой полости.
Для оценки способа и места образования звуков используются доступные для ребёнка этого возраста логопедические тесты, основанные на произношении определённых слов.
Именно их звуковой набор \П, Б, Т, К, А, О, И, У\ позволяет определить наличие компенсаторных гримас (стремясь уменьшить утечку воздуха через носовую полость, дети начинают напрягать мышцы лба, щек, крыльев носа) и оценить степень выраженности гнусавости (гиперназализации) и носовой эмиссии (утечки воздуха).

Таким образом, при наличии речевой патологии может быть осуществлена её чёткая диагностика.

Расшифруем возможные диагнозы:
ринофония — свидетельствует о нарушении речи, характеризующимся увеличением носового резонанса голоса,
ринолалия — включающее, помимо вышесказанного, неправильное звукообразование.

В ряде случаев при обращении в клинику пациентов после 4 лет с нарушениями речи, помимо логопедического обследования, выполняется назофарингоскопия. Это метод объективной оценки функционального состояния всех структур нёбно-глоточного кольца, позволяющий диагностировать нёбно-глоточную недостаточность и определить тактику дальнейшего лечения ребёнка.
ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ