Так как нарушениями иннервации (управлением органами артикуляции при помощи черепно-мозговых нервов) занимается врач-невролог, то работа логопеда должна весить исключительно совместно с врачом.
Формы дизартрии определяются в зависимости от симптоматики:
- легкая дизартрия (расстройства произношения минимальны),
- дизартрия средней степени (артикуляция значительно нарушена, речь у ребенка невнятная, тембр голоса тихий),
- анартрия (речь практически отсутствует, могут иметься только отдельные звуки).
Как может проявляться дизартрия у ребенка? Что должно насторожить родителя?
- Нарушение дикции у ребенка, речь «размытая», часто есть дефекты на всех шипящих и свистящих звуках, а также на звуках -р- и -л-.
- Так как у ребенка слабо развиты мышцы речевого аппарата, наблюдаются нарушения в приеме пищи. Ребенок не приветствует твердую пищу, может долго держать еду во рту, наблюдается «небрежность».
- Голос у ребенка тихий, слабый. Часто в речи наблюдаются перебои с дыханием.
- У дизартриков отмечаются проблемы с мелкой моторикой. Дети могут не любить рисовать, застегивать пуговицы, быть медлительными и вялыми.
- Дети с дизартрией могут иметь комплексные нарушения речи: у них есть проблемы с лексико-грамматическим строем, связной речью, слоговой структурой.
- У ребенка повышено выделение слюны при выполнении артикуляционных упражнений, а также во время речи, может отмечаться посинение кожных покровов при длительной артикуляционной и речевой нагрузке.
Причины дизартрии:
- гипоксия ребенка при родах, а также другие родовые травмы,
- неблагоприятное течение беременности,
- инфекционные заболевания, поражающие мозг ребенка,
- различные травмы головы,
- недоношенность,
- интоксикация и другие.
Диагностика дизартрии
- провести полный осмотр ребенка у невролога,
- провести логопедическую диагностику.
Далее по результатам заключений двух специалистов выбирается максимально эффективная тактика реабилитации, а при необходимости назначаются дополнительные исследования.