ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ: ЧТО ЭТО, ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА, ЧТО ДЕЛАТЬ
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ: ЧТО ЭТО, ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА, ЧТО ДЕЛАТЬ
Задержка речевого развития (в заключениях часто используют аббревиатуру ЗРР) – это не соответствующее возрасту ребенка формирование навыков речи. Довольно часто ЗРР встречается при задержках психического развития. В таком случае вы можете встретить в заключении специалиста аббревиатуру ЗПРР (задержка психо-речевого развития).


Как понять, что у ребенка есть подозрение на задержку речевого развития? Что должно насторожить родителя?

  • Вы замечаете, что малыш до года практически не издает разные звуки и ближе к 6 месяцам у него не появляется лепет (повторение слогов). Например: «ма-ма-ма-ма», «ба-ба-ба-ба» и т. д.
  • У ребенка к году отсутствует жестикуляции . Например, ребенок не машет ручкой на прощание или не указывает пальчиком на предметы во время игры.
  • У ребенка отсутствует подражание как речевым, так и неречевым действиям.
  • Ребенок плохо реагирует на просьбы родителя, как бы «не понимая их».
  • Ребенок после двух лет имитирует слоги и слова, но в самостоятельную свободную речь это не переходит.
  • Ребенок после двух лет не связывает слова в предложения.
  • Вы замечаете, что у ребенка не типичный тембр голоса: речь невнятная, звук «носовой» или очень глухой.
  • Вы испытываете трудности с пониманием того, что пытается сказать ребенок.


Причины ЗРР: почему у ребенка задержка речевого развития

  • Генетическая природа. Клетки, отвечающие за речь, начинают созревать в более медленном темпе.
  • Различные травмы, гипоксия, а также внутриутробные заболевания, родовые травмы, болезни в раннем возрасте.
  • Нарушения слуха у ребенка и как следствие отсутствие нормальных условий для формирования речи.
  • Нарушения взаимодействия родителей с ребенком: гиперопека, или же наоборот – педагогическая запущенность, дефицит общения с родителями.


Диагностика ЗРР: какие специалисты занимаются задержкой речевого развития

Первый человек, который может обратить внимание на то, что речь ребенка не развивается согласно нормам — это, конечно, родитель. Очень часто родители обращаются за помощью к специалистам, когда упущено много времени. Чем раньше ребенок попадет к логопеду при подозрении на ЗРР, тем быстрее и легче можно будет скорректировать это состояние и найти его причину.

Обычно родители явно замечают отсутствие или недоразвитие речи, когда ребенку исполняется 3-4 года. Однако при внимательном наблюдении и знании норм формования речи, задержку можно заметить значительно раньше и сформировать вместе со специалистами тактику дальнейших действий.


Какие специалисты нужны ребенку при диагностике и коррекции ЗРР?

  • врач-невролог,
  • врач-сурдолог,
  • логопед.

Перед первичной консультацией логопеда при подозрении на задержку речевого развития желательно уже иметь на руках заключения врачей (невролога и сурдолога). Если же вы еще не были у этих специалистов, логопед обязательно должен направить к ним, чтобы верно установить природу задержки и назначить действительно эффективный план реабилитации.

Если невролог и сурдолог со своей стороны заметят отклонения от нормы, они могут назначить дополнительные исследования, а также прописать терапию. Логопед всегда работает в связке с врачами, основываясь на их рекомендациях.
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР): ЧТО ЭТО, ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА, ЧТО ДЕЛАТЬ
Общее недоразвитие речи – нарушение всех компонентов речи (лексики, грамматики, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слова) при сохранном слухе и интеллекте.

Принято выделять четыре уровня развития речи:

  • Первый уровень: к нему относят «безречевых» детей. У них полностью отсутствует фразовая речь, для общения используют лепетные слова, звукоподражания, активную мимику и жесты (например, машина - «би-би» и т. д.)
  • Второй уровень: помимо жестикуляции и лепета, могут появляться короткие слова из 1-2 слогов, слова из 3 и более слогов произносятся искаженно, с пропусами и перестановками слогов и звуков (например:«лябока» вместо «яблоко»). У ребенка мало слов в активном словарном запасе, для построения фразы использует в основном существительные и глаголы, предложения не соответствуют нормам грамматики. Обобщающие понятия («фрукты», «одежда» и т.д.) не сформированы. Также отмечаются трудности понимания инструкции, могут наблюдаться сложности в общении со взрослыми и сверстниками.
  • Третий уровень: у ребенка присутствует развернутая фразовая речь, но имеется лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Ребенок испытывает трудности при воспроизведении слов из 3 и более слогов, отмечаются нарушения звукопроизношения, стойкие ошибки при употреблении грамматических конструкций, предлогов.
  • Четвертый уровень: у ребенка отмечаются единичные грамматические ошибки, трудности при составлении рассказов, пересказе


Как может проявляться ОНР у ребенка? Что должно насторожить родителя?

  • У ребенка поздно появились первые слова (к 3-4, а иногда даже к пяти годам),
  • В речи ребенка присутствуют звуковые и слоговые ошибки,
  • У ребенка недостаточно развита координация движений, а также мелкая моторика,
  • В принципе вся речевая активность ребенка снижена.


Истинную причину ОНР установить довольно сложно, но часто к такому нарушению приводят:

  • гипоксия плода как внутриутробная, так и при родах,
  • резус-конфликт,
  • различные родовые срамы,
  • черепно-мозговые травмы,
  • перенесенные инфекционные заболевания, а также некоторые хронические заболевания.
  • недостаточно благоприятная речевая среда, отсутствие внимания и общения.


Диагностика ОНР. Какие специалисты занимаются лечением проблемы?

Для диагностики общего недоразвития речи необходимо:

  • провести полный осмотр ребенка у невролога,
  • провести логопедическую диагностику.

При данном нарушении часто только комплексный подход приводит к нужным результатам.

Важно сказать, что регулярные занятия с логопедом при ОНР — это необходимость. Так как если не обращать на это внимания в надежде, что со временем речь ребенка придет в норму, у ребенка возникнут проблемы с мышлением, вниманием, памятью, негативное влияние оказывается на всю познавательную деятельность, а в дальнейшем и на процессы чтения и письма.

Работа с ОНР — процесс длительный, рутинный. Важно, чтобы настроен на работу был не только ребенок, но и вся семья. Чем раньше будет начата работа в данном направлении, тем быстрее будут достигнуты выраженные результаты.
ЗАПИСАТЬСЯ НА ПЕРВИЧНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ